Для повышения осведомленности москвичей о возможностях защиты прав и способах разрешения спорных ситуаций с продавцами товаров и исполнителями услуг в 2022 году Правительством Москвы и Управлением Роспотребнадзора по г. Москве был создан Портал потребителя Москвы: https://prav.mos.ru/. Здесь можно найти конкретные рекомендации и пошаговые инструкции по выбору продавцов и продукции, а также советы экспертов о том, как действовать в спорных ситуациях. Кроме того, на портале потребителя доступен бесплатный сервис «Электронный помощник» https://prav.mos.ru/solver – конструктор готовых претензий и судебных исков, который содержит более 120 различных шаблонов. С его помощью горожане могут составить необходимый документ и направить его в адрес продавца или в суд.
В Департаменте информационных технологий города Москвы рассказали, что в 2024 году пользователи портала потребителя чаще всего обращались к статьям и инструкциям, которые касаются правовой информации, розничной и дистанционной торговли, жилищно-коммунальных и бытовых услуг. При этом материалами портала интересовались жители не только Москвы и Подмосковья, но и других регионов России, в том числе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Свердловской, Нижегородской областей и Краснодарского края.
«Материалы столичного портала потребителя изучают жители не только из разных уголков страны, но и разных возрастов, в том числе старшее поколение. Почти 15% пользователей портала старше 55 лет: это подтверждает удобство ресурса и его актуальность. Понятный интерфейс позволяет не тратить много времени на поиск нужной информации: достаточно воспользоваться поисковой строкой или выбрать один из тематических разделов. На портале можно найти ответы на многие вопросы в сфере защиты прав потребителя, но статистика показывает, что для представителей каждой возрастной категории есть наиболее востребованные тематики, к которым они обращаются чаще всего», – отметили в пресс-службе Департамента информационных технологий города Москвы.
Так, в 2024 году пользователи в возрасте от 18 до 24 лет особенно интересовались материалами, связанными с финансовыми и спортивно-оздоровительными услугами, а также покупкой технически сложного товара. Люди среднего возраста – от 25 до 44 лет – чаще всех просматривали статьи о продаже продовольственных и непродовольственных товаров, оказании жилищно-коммунальных услуг и покупке товаров на маркетплейсах. Пользователи от 45 до 54 лет изучали права потребителей при оказании бытовых, транспортных и туристских услуг, а старшее поколение (от 55 лет) знакомилось с рекомендациями по защите потребительских прав при получении медицинских услуг.
Наиболее востребованные разделы
Самым востребованным в 2024 году стал раздел «Правовая информация» (https://prav.mos.ru/articles/all?theme=pravovaya_informaciya). В нем собраны материалы, которые разъясняют основные положения закона о защите прав потребителей и дают конкретные инструкции о том, как действовать в различных ситуациях. Например, здесь можно узнать, как урегулировать спор с продавцом в досудебном порядке, как подать групповой иск о нарушении прав потребителей и как подготовится к судебному заседанию. Пользователи портала потребителя интересовались статьями этого раздела более 22 тысяч раз.
Второй по популярности раздел портала потребителя – «Розничная торговля» (https://prav.mos.ru/articles/all?theme=roznichnaya_torgovlya). Его пользователи просматривали около 16 тысяч раз. Здесь представлены советы экспертов о том, на что важно обращать внимание, приобретая продовольственные и непродовольственные товары, и как действовать, чтобы вернуть покупку, если дефект обнаружился уже дома или техника (мебель) не подошла по формату или цвету.
Также посетители портала часто изучали информацию о дистанционной торговле. С материалами одноименного раздела (https://prav.mos.ru/articles/all?theme=distancionnaya_torgovlya) в прошлом году ознакомились более 11 тысяч раз. Как не стать жертвой мошенников при заказе и оплате товара на интернет-площадках, что нужно знать об онлайн-покупке лекарств и как вернуть деньги за товар, приобретенный дистанционно, – это и многое другое можно узнать из статей на портале.
В список самых востребованных также вошли разделы «Жилищно-коммунальные услуги» (https://prav.mos.ru/articles/all?theme=zhilischno-kommunalnye_uslugi) и «Бытовое обслуживание населения» (https://prav.mos.ru/articles/all?theme=bytovoe_obsluzhivanie_naseleniya). Здесь можно найти инструкции и рекомендации, которые пригодятся в бытовых ситуациях, например, во время ремонта, при заказе клининга или затоплении квартиры.
Помимо практических рекомендаций, в публикациях также содержатся наименования соответствующих нормативных актов, на которые можно опираться при общении с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в случае необходимости защиты прав потребителей.
Проконсультироваться по вопросам защиты прав потребителей также можно по телефону круглосуточной горячей линии Управления Роспотребнадзора по городу Москве 8 (495) 539-36-96.