Анализ жалоб в сфере оказания услуг подвижной связи, услуг доступа к сети Интернет, свидетельствует, что в большинстве обращений потребителей затрагиваются вопросы имущественного характера. А именно, основной характер обращений сводился к необоснованному списанию денежных средств операторами связи со счетов абонентов (пользователей) при пользовании услугами подвижной связи и телематическими услугами. Процент жалоб такого характера составляет более 80%.
В ряде обращений потребителей содержатся вопросы, не относящиеся к установленной сфере деятельности Роспотребнадзора, в частности вопросы, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, нарушений лицензионных требований, а так же обращения, содержащие признаки уголовных преступлений. В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данные обращения направляются по подведомственности в соответствующие органы государственной власти.
Вместе с тем, были установлены в ходе проведения мероприятий по контролю и административных расследований факты нарушения прав потребителей.
Так, в ходе проведения административного расследования, был подтвержден факт оказания населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, а именно- факт отсутствия в договоре на оказание услуг связи, заключенном с потребителем, следующих данных: даты и места заключения договора, реквизитов выданной оператору связи лицензии, сведений об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения – для юридического лица), согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг, согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания, что является нарушением п. 19 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 328.
С учетом тематики Всемирного дня защиты прав потребителей, посвященной оказанию услуг мобильной связи, и на основании изложенного Управлением Роспотребнадзора по г.Москве в текущем году будет особое внимание уделено соблюдению операторами сотовой связи законодательства в сфере защиты прав потребителей.