В Управление Роспотребнадзора по г. Москве в 2019 году обратилось 68 918 граждан, из них по вопросам нарушения прав потребителей – 49 296 граждан, что составило 71,5% от общего количества поступивших обращений. Обращения поступают как письменные, так и в электронной форме, в том числе с единого сайта приема обращений граждан http://petition.rospotrebnadzor.ru.
По телефону «горячей лини» Управления за консультациями всего обратилось 24 523 гражданина, по вопросам защиты прав – 14 703 человека (60,0%).
Основные вопросы, с которыми граждане обращаются в Управление, связаны с нарушением прав потребителей при покупке некачественных товаров, в том числе, купленных дистанционным способом, нарушениями в сфере оказания услуг связи, туристских услуг, услуг авиаперевозчиков и перевозчиков наземным транспортом, а также в сфере бытового обслуживания населения, деятельности на финансовом рынке, медицинских.
В структуре полученных обращений в сфере защиты прав потребителей в 2019 года преобладали жалобы на такие виды деятельности, как:
- розничная торговля, в том числе через интернет (39,3% и 14,1% соответственно);
- услуги связи (9,7%)
- деятельность на финансовом рынке (7,3%);
- услуги ЖКХ (4.6%)
- медицинские услуги (3,0%)
- транспортные услуги (3,8%)
- туристские услуги (1,7%).
Количество обращений по вопросам защиты прав потребителей по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросло на 20,4%.
Надзор за соблюдением обязательных требований в законодательства в сфере защиты прав потребителей является одной из основных задач деятельности Управления Роспотребнадзора по г. Москве.
В 2019 года специалистами, осуществляющими надзор в сфере защиты прав потребителей проведено 1 583 контрольно-надзорных мероприятий, 323- административных расследования, 200 контрольных закупок, 129 из которых - по обращениям потребителей.
В ходе надзорных мероприятий установлено 14 732 нарушения обязательных требований законодательства о правах потребителей, в том числе по результатам контрольных закупок. К административной ответственности привлечено 4 342 лица, из которых 2 033 - юридических. По 199 административным делам, направленным по подведомственности для рассмотрения в судебные органы, судами приняты положительные решения в 94% случаев (187 дел) и назначены административные наказания в виде штрафа.
Общая сумма штрафов за нарушения прав потребителей в 2019 году составила около 70 млн. рублей.
Значительное снижение количества проверок связано с внесенными изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части обязательного соблюдения потребителями претензионного порядка к хозяйствующему субъекту за защитой нарушенных прав, идентификации и аутентификации при формировании обращения в электронном виде.
Управление продолжает осуществлять судебную защиту потребителей: в 2019 года дано 451 заключение по делу, по результатам которых в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 86 914 800 рублей, из них 1 913 500 рублей – это компенсация морального вреда.
В целях защиты прав потребителей в суды подано 596 исковых заявления (202 – в защиту неопределенного круга лиц, 378 – в защиту прав конкретных потребителей и 16- в защиту группы лиц).
Из рассмотренных 589 исков положительные решения приняты по 560 (171–в защиту неопределенного круга лиц, 374 – в защиту прав конкретных потребителей и 15 в защиту группы лиц). В пользу потребителей присуждено 49 668 500 рублей, в том числе компенсация морального вреда – 1 818 200 рублей.
Всего в 2019 году в результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 136 583 300 рублей, компенсация морального вреда составила 3 731 700 рублей.
На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» – ГИР ЗПП, вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
Свои обращения потребители могут оставить на официальном сайте Управления http://77.rospotrebnadzor.ru или воспользоваться Виртуальной приемной.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефонам горячей линии Управления: 8(495) 785-37-41, 8(495) 687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.2,3,4, каб. 341, тел.8-495-687-3961.