Управление Роспотребнадзора по г. Москве  защищает права потребителей. Итоги работы за 2021 год

В 2021 год в Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступило и зарегистрировано 100 477 обращений (жалоб) граждан, что на 1,9% меньше, чем в 2020 году – 102 414. Из них   на    нарушение    прав потребителей – 64 530 (в  2020 году – 65 574 обращения).

В структуре обращений на нарушение прав потребителей на сферу розничной торговли  пришлось 38,5% (24 813 обращения, что на 3,5% больше, чем в  2020 году), на сферу оказания услуг - 61,5% (39 717 обращений, что на 4,5% меньше,  чем в 2020 году).

В сфере розничной торговли 11 354 обращения связаны с дистанционной торговлей, 4 241- с продажей продовольственных товаров, 9218 - с продажей непродовольственных товаров. При этом количество  обращений в отношении продовольственных и непродовольственных товаров осталось практически на прежнем уровне или увеличилось незначительно – 4 130 против 4 241 и 9 318 против 9 218 в 2020 году соответственно.

Среди жалоб на качество оказываемых услуг наблюдалось уменьшение в сравнении с 2020 годом в сфере оказания транспортных услуг – в 1,7 раза, при этом в 2 раза уменьшилось  количество обращений, связанных с  воздушным транспортом. Отмечено снижение в 1,5 раза  обращений на туристские услуги: 1 942 против 3 051 в 2020 году, на медицинские услуги - в 1,1 раза (2 799 против 3 062 в 2020 году). Снизилось количество обращений на гостиничные услуги - в 1,3 раза, риэлторскую деятельность - в 2,2 раза, техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – в 1,9 раза.

Рост обращений прослеживается в следующих сегментах потребительского рынка: культурно-зрелищные мероприятия - в 4,8 раза, бытовые услуги - в 1,7 раза, услуги ЖКХ – почти в 1,5 раза, финансовая деятельность и услуги связи - в 1,1 раза.

Практически на прежнем уровне или увеличилось незначительно количество обращений на услуги   образовательной деятельности, долевого строительства, автостоянок.

В 2020 году основными причинами обращений граждан в сфере розничной торговли явились непоставка или поставка товара, не соответствующего заказанному в интернет-магазинах или социальных сетях, в том числе о цене товара в дни распродаж, отказе в возврате денежных средств, обмане, обсчете в продовольственных магазинах.

В сфере оказания услуг причины обращения были связаны с некачественным выполнением работ (услуг) и не доведением достоверной информации о стоимости услуг, заказанных дистанционным способом; с отказом в возврате денежных средств из-за невозможности в период пандемии проведения культурно-зрелищных мероприятий; изменением тарифов связи и ЖКХ; навязыванием дополнительных платных услуг при заключении кредитных договоров.   

Надзор за соблюдением обязательных требований в законодательства в сфере защиты   прав потребителей является одной из основных задач деятельности  Управления Роспотребнадзора по г. Москве.

В 2021 году специалистами, осуществляющими надзор в  сфере защиты прав потребителей, проведено 732 профилактических мероприятия, 80 внеплановых проверок,  131 административное расследование, 290 контрольных закупок.

В ходе надзорных мероприятий установлено 3 848 нарушений обязательных требований законодательства о правах потребителей. К административной ответственности привлечено 2 148 лиц, из которых 1 284 - юридических. По 653 административным делам, направленным по подведомственности для рассмотрения в судебные органы, судами приняты положительные решения в 93,1% случаев (608 дел) и назначены административные наказания в виде штрафа. Общая сумма штрафов в 2021 году по результатам контрольно-надзорных мероприятий за нарушения законодательства в сфере защиты   прав потребителей составила 62 749 500 рублей.

Из-за сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки  и снижением количества проверок пересмотрены подходы к рассмотрению обращений граждан, попавшим в трудные жизненные ситуации при продаже товаров и оказании услуг. Сделан упор на оказание  помощи в подготовке исков и дачи заключений по гражданским делам.

Управлением в 2021 году дано  779 заключений по делу, по результатам которых присуждено в пользу потребителей 106млн. 943тыс. рублей, из них  2 811 тысяч рублей составила компенсация морального вреда.

Подано исков на 15 % больше:  938 исков против 815 в 2020 году, в том числе в защиту неопределенного круга лиц – 359 исков, в защиту прав конкретных потребителей – 572 иска и в защиту группы лиц – 7 исков.

Из рассмотренных 823 исков положительные решения приняты по 767, в том числе 308 - в защиту неопределенного круга лиц, 456 -  в защиту прав конкретных потребителей и 3 - в защиту группы лиц. В пользу потребителей присуждено 53млн. 512 тыс. рублей, в том числе компенсация морального вреда – 2млн.446 тыс. рублей.

Всего в 2021 году  в результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления в пользу потребителей присуждено 160 455 тысяч рублей, компенсация морального вреда составила 5 258 тысяч рублей.

На электронном  ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» (ГИР ЗПП), вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе  публикуется  обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.      

Свои обращения потребители могут оставить на официальном сайте Управления http://77.rospotrebnadzor.ru или воспользоваться виртуальной приемной.

Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефону горячей линии Управления: 8(495) 687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел.8-495-687-3961.

Обращение граждан