Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее Управление), в связи с распространением сообщения туроператора ЗАО «ФИРМА «НЕВА» на сайте www.nevatravel.ru о приостановлении деятельности и невозможности исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам о реализации туристского продукта, сообщает следующее.
Согласно ст. 17.4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон) основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.
Туроператор ЗАО «ФИРМА «НЕВА» застрахован в страховой компании ЗАО СК «Восхождение» (125239, г. Москва, ул. Коптевская, д. 67 оф. 309, тел. (495) 665-62-21, адрес электронной почты voshogdeniennov@mail.ru), на сумму 454,2 млн. рублей. Туроператор уведомил страховщика о невозможности выполнения своих обязательств.
Статья 17.5 Закона определяет порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора. Так, при наличии оснований для выплаты страхового возмещения турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате денежных средств. Заявление о возврате денежных средств пишется в произвольной форме, главная причина – неисполнение туроператором обязательств по организации тура.
В требовании туриста и (или) иного заказчика указываются:
- фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком);
- дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;
- номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;
- наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);
- информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- ссылка на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 Закона об основах туристской деятельности, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;
- размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации;
К требованию турист и (или) иной заказчик прилагают следующие документы:
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);
- копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);
- документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов. В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.
Если исполнитель отказывается удовлетворить соответствующие требования в добровольном порядке, спор в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации будет разрешаться в судебном порядке.
В случае необходимости Управление примет участие в судебной защите всех пострадавших потребителей, обратившихся за судебной защитой своих прав.
Для этого потребитель должен обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителя (посредством изначального включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела – отдельным заявлением заинтересованного лица), ч. 1 ст. 47 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 17, п. 5 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Туристам оказывает поддержку Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» (www.TourPom.ru). В случае необходимости, туристы, находящиеся на отдыхе за рубежом, могут обращаться в эту организацию по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47, телефон «горячей линии» (495) 981-51-49 (круглосуточно), 8-800-100-41-94 (круглосуточно)
За дополнительными разъяснениями клиенты туроператора ЗАО «ФИРМА «НЕВА» могут обращаться на «горячую линию» Управления по телефону 8 (495) 785-37-41.