Всемирный день качества - 12 ноября 2020 года
Всемирный день качества (англ. World Quality Day) - ежегодное мероприятие, отмечаемое во многих странах мира каждый второй четверг ноября. В большинстве европейских стран, в том числе и в Российской Федерации, с 1995 года вторая неделя ноября считается Европейской неделей качества.
Целью Всемирного дня качества является привлечение внимания общественности к проблеме качества предлагаемой продукции и оказываемых услуг.
Что такое качественный товар (работа, услуга)? Качество продукции представляет собой совокупность свойств, которые придают ей способность удовлетворять потребности потребителей, то есть продукция должна соответствовать обязательным требованиям, условиям договора, быть пригодной для использования в приобретаемых целях, соответствовать образцу или описанию.
Правительством Российской Федерации принят ряд законодательных актов, устнанавливающих обязательные требования к маркировке средствами идентификации некоторых товаров. Одной из целей маркировки товаров средствами идентификации является охрана жизни и здоровья человека.
Так, с 2020 года обязательной маркировки подвергаются следующие группы товаров:
- с 1 июля 2020 года - табачная продукция (маркировка зашифрована на пачке в виде Data Matrix кода); обувные товары (код наносится именно на бирку, где указана цена или на коробку); лекарственные препараты (если лекарство было произведено до 1 июля, товар продается без нарушений. А вот продажа любого препарата, произведенного после этого срока, и не содержащего Data Matrix код, незаконна).
- с 1 октября 2020 года – фототовары (фотокамеры (за исключением кинокамер), фотовспышек, ламп-вспышек, комплектов и наборов таких фототоваров и т.п.) без маркировки; духи и туалетная вода (все пробники до 3 мл. включительно не подлежат маркировке (искл.: если объем пробника больше, и они используются для продажи).
- с 1 ноября 2020 года - шины (маркировка наносится непосредственно на саму шину.
Сведения о вводе в оборот, обороте и выводе из него должны вноситься в систему «Честный знак».
Также стоит отметить, что с 1 января 2021 года маркируются товары легкой промышленности (предметы одежды, постельное и кухонное белье).
Для обеспечения населения Российской Федерации актуальной информацией по вопросам качества и безопасности товаров (работ, услуг) действует государственный информационный ресурс.
На данном портале каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, а также с информацией о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
В целях недопущения нарушения обязательных требований, защиты прав потребителей, Управление Роспотребнадзора по городу Москве рекомендует потребителям, столкнувшимся с фактами реализации вышеуказанных товаров без маркировки, сообщить об этом в письменной форме в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), поскольку контроль за оборотом маркированных товаров на территории Российской Федерации осуществляется Роспотребнадзором в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При направлении письменного обращения в Роспотребназор следует указать сведения о хозяйствующем субъекте, а также приложить документированные материалы (копию чека, фото-материалы и пр.), свидетельствующие о факте нарушения.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по г. Москве: 8 (495) 785-37-41, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел.8 (495) 687-39-61.