Итоги надзора в сфере защиты прав потребителей за 1 полугодие 2021 года

В первом полугодии 2021 года в Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступило 31186 обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей, что составило 75 % (в 2020 году- 66,7%) от общего количества поступивших обращений.

Число письменных обращений потребителей увеличилось почти на 10 % по сравнению с 1 полугодием 2020 года, в основном по причине неисполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договорных обязательств и  нарушения потребительских прав  в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции и введением ограничительных мероприятий.

  Количество устных обращений, поступивших по телефону, остается на уровне 2020 года. Так, по телефону горячей линии Управления за первое полугодие 2021 года проконсультировано 10219 человек, в рамках работы Общественной приемной – 7514 граждан.

Основными  причинами  обращений граждан  являются  нарушения прав потребителей при покупке некачественных товаров, в том числе, купленных дистанционным способом, нарушения в сфере оказания услуг связи,  туристских услуг, а также в сфере деятельности на финансовом рынке. Немного снизилось количество обращений на услуги авиаперевозчиков и перевозчиков наземным транспортом, а также на сферу медицинских услуг.

В структуре полученных обращений на нарушения прав потребителей 37 % связано со сферой розничной торговли и 63 % - с оказанием услуг. В сфере розничной торговли 43 % приходится на дистанционную торговлю. В сфере услуг наибольшее количество жалоб   поступило на услуги связи – 14%, деятельность на финансовом рынке  – 12,4 %, услуги ЖКХ  – 9%, а также бытовые и гостиничные услуги, услуги общественного питания. На транспортные услуги количество обращений снизилось  с 13,4%  до 6,7 %, на медицинские услуги – до  7,6%.

За указанный период специалистами, осуществляющими надзор в сфере защиты прав потребителей, проведено 211 предварительных проверок, 302 контрольно-надзорных мероприятия, в том числе 186 контрольных закупок. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года число контрольно-надзорных мероприятий увеличилось незначительно в связи с изменившимся законодательством, регулирующим осуществление контрольно-надзорной деятельности, в том числе в сфере защиты прав потребителей.

В ходе проведенных надзорных мероприятий установлено 751 нарушение обязательных требований законодательства о правах потребителей. К административной ответственности привлечено 821 лицо (из них 608 – юридических), общая сумма штрафов составила 33 млн. 268 тыс. рублей. В 100 случаях в отношении виновных лиц вынесены предупреждения.                      

За 6 месяцев 2021 года подано 472 исковых заявления (167 в защиту неопределенного круга потребителей и 305 в защиту прав конкретного потребителя, 3 из которых коллективных) и дано 352 заключения по делам,  два хозяйствующих субъекта ликвидированы по  решению суда и прекратили свою деятельность. Всего за первое полугодие 2021 года  при участии в судебной защите    Управления Роспотребнадзора по г. Москве общая сумма присужденных в пользу потребителей денежных средств составила 56 млн. 093 тыс.рублей, в том числе в порядке компенсации морального вреда – 1 млн. 672 тыс. рублей.

На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» http://zpp.rospotrebnadzor.ru  вниманию  гражданам предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.  

Свои обращения потребители могут оставить на официальном сайте Управления http://77.rospotrebnadzor.ru, отправить обращение по почте на адрес: 129626, г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, обратиться лично в общественную приемную Управления по указанному адресу.    

Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефонам горячей линии Управления: 8(495) 495-687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по тел.8-495-687-3961.

Обращение граждан