Для снижения административных и финансовых барьеров при установлении размеров санитарно – защитной зоны промышленными предприятиями, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внесены изменения и дополнения №2 и №3 к СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», новая редакция (Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 6 октября 2009г. №61 и от 9 сентября 2010г. №122, зарегистрированные в Минюсте РФ 27 октября 2009 г. N 15115 и 12 октября 2010 г. N 18699).
Внесенные в СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 (новая редакция) изменения и дополнения направлены на упрощение процедуры установления размеров санитарно – защитных зон предприятий. 13.12.2010. пресс – центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека опубликован пресс-релиз: «О прекращении незаконной практики оказания услуг по разработке проектов санитарно-защитных зон, исследований, измерений и оценки риска для здоровья населения за плату».
В соответствии с вышеуказанными документами, действие СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) с изменениями и дополнениями №2 и №3 с октября 2010 года распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые объекты.
Отменена разработка проектов обоснования санитарно – защитных зон для предприятий, относящихся к 4 и 5 классам опасности:
При размещении объектов 4 и 5 классов опасности, в пределах сложившейся градостроительной ситуации, при невозможности соблюдения ориентировочных размеров санитарно – защитной зоны, возможность их размещения обосновывается ориентировочными расчетами рассеивания ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими, без проведения натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух, без разработки проекта санитарно-защитной зоны. Натурные исследования и измерения не проводятся. Разработка проектов санитарно – защитных зон для предприятий 1, 2, 3 класса опасности выполняется в рамках надзорной деятельности, без взимания платы.
Для установления размеров санитарно – защитной зоны не проводятся годовые натурные исследования атмосферного воздуха. Исключены исследования по оценке риска для здоровья населения для животноводческих, птицеводческих предприятий, кладбищ, а также для промышленных предприятий, расстояние от которых до нормируемых территорий в два и более раза превышает их ориентировочные санитарно – защитные зоны.
Письмом Федеральной службыпо надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №01/12975-0-32 от 08.09.2010 «О совершенствовании деятельности организаций Роспотребнадзора при проведении экспертиз» руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации дано разъяснение, согласно которому проведение экспертиз, включая проведение лабораторных исследований, оформление и выдачу заключений о соответствии санитарным правилам и нормам должны осуществляться в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» недопустимо взимание с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.