В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть привлечен судом к участию в деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства.
В порядке реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управлением Роспотребнадзора по г. Москве за 9 месяцев 2023 года дано
3 633 заключения по делам о нарушении прав потребителей - это более чем в четыре раза превышает показатели за аналогичный период 2022 года (824).
По результатам рассмотрения дел с учетом заключений Управления в пользу потребителей присуждено 629 929 900 рублей, что в 4,9 раза больше, чем за 9 месяцев 2022 года. При этом компенсация морального вреда составила около 15 миллионов рублей. Большая часть заключений дана по обращениям, связанным с оказанием услуг – 82,5%, остальная часть заключений – по делам, связанным с нарушением прав потребителей в сфере розничной торговли.
Также за 9 месяцев 2023 года в суды подано 1 863 исковых заявления, что в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года, в том числе 627 – в защиту неопределенного круга лиц, 1217 – в защиту прав конкретных потребителей и 19 – в защиту группы лиц.
Судами рассмотрено 1074 иска, из которых удовлетворено 980 исков, по которым в пользу потребителей присуждено 119 082 000 рублей, включая компенсацию морального вреда в размере 3 517 000 рублей.
В общем числе поданных исков доля исков в сфере розничной торговли составила 50,2%, из них в отношении электронных ресурсов, осуществляющих, в том числе продажу табачной продукции, алкоголя, БАДов – 46,0%, продавцов непродовольственных товаров – 25,9%, товаров по образцам – 17,7%, продовольственных товаров – 10,4%.
Доля исков в сфере оказания услуг составила 49,8 %. Наибольшее количество исков подано по следующим видам деятельности: туристские услуги, медицинские услуги, образовательные услуги, бытовое обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, юридические услуги, жилищно-коммунальные услуги.
Причинами подачи исков в суд в сфере оказания услуг послужили отказы исполнителей выполнить законные требования потребителей о возврате денежных средств за некачественно выполненную работу либо неисполнение услуг в полном объеме или с нарушением срока, а также отказы в реализации права потребителя на отказ от выполнения услуг в любой момент с удержанием фактически понесенных расходов, а в сфере розничной торговли – отказы возврата денежных средств за товары как надлежащего, так и не надлежащего качества в установленные законодательством сроки.
Всего за 9 месяцев 2023 года в результате судебной защиты с участием Управления Роспотребнадзора по г. Москве в пользу потребителей присуждены денежные средства в размере 749 011 000 рублей.
Кроме того, до начала судебных разбирательств (в досудебном порядке) за указанный период потребителям возвращено более 9 300 000 рублей.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефону круглосуточной горячей линии Управления Роспотребнадзора по г. Москве 8(495) 539-36-96, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: г. Москва, Графский пер. 4, корп.3, каб. 341, тел. 8-495-687-39-61.
Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу: г. Москва, 129626, Графский пер., д. 4, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru/
Внимание! С сентября 2022 года в помощь населению работает Портал потребителя города Москвы: https://prav.mos.ru/, где Вы можете найти ответы по различным ситуациям в любой сфере потребительских отношений. На Портале предоставлена возможность с помощью электронного помощника составить претензию к продавцу (исполнителю) или исковое заявление в суд. Помимо этого, электронный помощник предоставляет возможность, ответив на сопутствующие вопросы, получить в несколько кликов ответ на вопросы, возникающие в конкретных ситуациях.