В 1 квартале 2024 года в Управление Роспотребнадзора по городу Москве поступило 22 492 обращения (жалобы) от граждан. Анализ показывает, что в целом структура обращений не изменилась. По вопросам нарушений прав потребителей зарегистрировано 14 945 (66%) обращений, по вопросам нарушений санитарного законодательства – 7 161 (32%) обращение и 2% обращений – по иным вопросам. 

Общее количество жалоб по сравнению с 1 кварталом 2023 года (18 860 обращений) увеличилось на 19%. 

Общее количество жалоб по вопросам защиты прав потребителей по сравнению с 1 кварталом 2023 года выросло на 15%. 

В структуре жалоб в сфере защиты прав потребителей 51% (7 670) обращений связан с нарушениями в розничной торговле, а 49% (7 275) обращений – с нарушениями в сфере оказания услуг. В 2023 году 50% и 50% соответственно. 

Бόльшая часть обращений в сфере розничной торговли (56%) связана с дистанционной торговлей, 25% – с продажей продовольственных и 29% обращений – с продажей непродовольственных товаров.

Наибольшее количество обращений на оказание услуг связано с вопросами бытового обслуживания населения – 23%, а также с финансовыми услугами – 17%. Количество обращений на услуги связи составило 16%, что на 4% больше значения 2023 года. Обращения на услуги ЖКХ составили 11%. Количество обращений на транспортные услуги составило 8%. На медицинские и жилищно-коммунальные услуги – по 7%, что незначительно больше 2023 года. Обращения на культурно-развлекательное обслуживание составили 6%, что аналогично 1 кварталу 2023 года.  Количество обращений на туристские услуги составило 4%. Обращения по другим тематикам составили от 1% до 3%.

Общее количество жалоб по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия по сравнению в 1 кварталом 2023 года выросло на 23%.

Как показывает анализ обращений по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия, наиболее актуальными в 1 квартале 2024 года, как и в 1 квартале 2023, стали обращения, связанные с нарушениями условий проживания в жилых помещениях, которые составили 44% (в 2023 году – 41%). Обращения на эксплуатацию производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования составили 16%. На качество пищевых продуктов и организацию питания населения поступило 13%, что аналогично 2023 году. По вопросам содержания территорий, сбора, транспортировки и хранения отходов поступило 11% обращений, что в 2 раза больше, чем в 2023 году. По другим тематикам поступило от 1% до 3% обращений. Обращения, связанные с эпидемиологической обстановкой, составили 3%.

По 12 461 обращению (55%), в соответствии с поставленными вопросами, даны разъяснения требований законодательства и порядок действий граждан для разрешения конфликтных ситуаций, 2 259 обращений (10%) направлены для рассмотрения по подведомственности в иные органы и организации, так как поднятые в этих обращениях вопросы не относятся к компетенции органов Роспотребнадзора.

В тех случаях, когда деятельность объектов представляла угрозу здоровью и жизни граждан, применялась такая мера административного наказания, как приостановление деятельности. Так, по материалам Управления, по решениям судов приостанавливалась деятельность 9 объектов, в том числе пяти предприятий общественного питания, трёх хостелов и одного караоке-клуба.

Управление продолжает осуществлять судебную защиту граждан. В 1 квартале 2024 года Управлением было подано 786 исков в суд, из которых 574 – иски по вопросам защиты прав потребителей. По решению судов в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 29 900 000 рублей.

Обращение граждан