Итоги надзора за детскими учреждениями в 2016 году

В 2016 году в Управлении Роспотребнадзора по г.Москве (далее – Управление) состояло на надзоре 5 784 объекта, деятельность которых связана с обучением, воспитанием детей и подростков, их них чрезвычайно высокого риска – 0,1% объектов, высокого риска – 31,5% объектов; значительного риска – 47,4% объектов; среднего риска –20,3% объектов; умеренного риска – 0,7% объектов.

Размещены в отдельно стоящих зданиях 85,9% объектов (4 968 объектов), в жилых и общественных зданиях – 12,5% объектов (725 объектов) и только 1,6% (91 объект) – в приспособленных зданиях. Имеют бассейны 14,7% объектов. В основном санитарно-техническое состояние образовательных организаций в городе Москве удовлетворительное. По итогам 2016 года лишь 0,8% объектов нуждаются в проведении капитального ремонта.  Из общего количества общеобразовательных организаций всего 10 школ осуществляют обучение в две смены.

Управлением в ходе надзора в 2016 году проведено 1 508 проверок организаций для детей и подростков, из них 45,2% плановых проверок  и  54,8 % проверок  внеплановых. 48,7% проверок проведено с применением лабораторных и инструментальных методов исследования.

Основные нарушения при проверках: несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима, дезинфекционного режима и необеспечение условий для соблюдения личной гигиены детей, несвоевременное проведение текущего ремонта помещений, отсутствие решеток на вентиляционных отверстиях, несоответствие бассейна действующим требованиям, нарушения в организации питьевого режима, несоответствие режима обучения и воспитания детей, отсутствие у персонала медицинских книжек и сведений о медицинских осмотрах и профилактических прививках и в отдельных случаях нарушения в организации питания детей. Так, при проверках установлены факты  нарушений в части отсутствия необходимого набора технологического и сантехнического оборудования; нарушения режимов мытья столовой посуды и кухонного инвентаря; нарушения в оформлении «журнала бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья»; отсутствие ежедневного осмотра сотрудников дошкольных подразделений, участвующих в раздаче пищи в группах.

Наряду с этим выявлялись нарушения прав потребителей - отсутствие доступной информации для потребителей: вывески организации; режима работы; стоимости платных услуг, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, в том числе невозврат выплаченных денежных средств за  неоказанные услуги.

Организация питания детского и подросткового населения, в том числе обеспечение школьников полноценным горячим питанием, является важным направлением, поскольку совершенствование системы школьного питания напрямую связано с сохранением здоровья детей и подростков. В 2016 году показатель охвата горячим питанием учащихся в общеобразовательных учреждениях города Москвы остался на уровне 2015 года - 93,1 %, как и показатель охвата школьников двухразовым горячим питанием – 40,24%. Кроме того, все учащиеся имеют возможность приобретения буфетной продукции.

Согласно анализу результатов лабораторных и инструментальных исследований в динамике, по показателям исследований пищевых продуктов, воды разводящей сети, бассейнов, бутилированной, измерений параметров микроклимата, уровней шума, электромагнитных полей, замеров мебели удалось добиться положительной динамики.

Управлением в 2016 году по всем случаям выявления нарушений санитарного законодательства, закона о защите прав потребителей Российской Федерации, технических регламентов таможенного союза выдано 831 предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарных требований, 2,8% которых не были выполнены в срок.

За выявленные правонарушения в 2016 году вынесено 2 133 постановления о назначении административного наказания, в виде штрафов на общую сумму 35 920 400 рублей и 3-х предупреждений.

На рассмотрение в суды направлялось 37 дел о привлечении к административной ответственности, в том числе 24 за невыполнение в срок предписаний, по которым наложены административные штрафы. Такая мера административной ответственности, как приостановление деятельности в 2016 году не применялась.

С целью исключения поставок по государственным контрактам в образовательные организации города фальсифицированных пищевых продуктов  создана система контроля за каждой партией продукции, заключено соглашение между Управлением Роспотребнадзора по г. Москве, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и МосГИК. Действуют 4 распределительные базы для временного хранения продукции (сливочное масло  и бутилированная вода), поступающей по госзакупкам в детские сады и школы. Поступление этой продукции из распределительных центров на пищеблоки осуществляется после прохождения лабораторного контроля по показателям безопасности. Так,  в 2016 году, не были допущены к организации питания детей 10 партий фальсифицированного сливочного масла общим весом 29 тонн 166 кг и 2 партии бутилированной воды общим объёмом 28 тысяч 500 литров, не отвечающих требованиям по микробиологическим, физико-химическим показателям и по маркировке. В результате введенной системы контроля  отмечается снижение процента проб  продукции по показателям идентификации с 32% в 2015 году до 2,5% в 2016 году.

В правоохранительные органы направлено 9 материалов дел о нахождении в обороте фальсифицированной продукции неизвестных производителей.

Организаторами питания в 2016 году прекращены договорные отношения и расторгнуты контракты  с 21 организацией поставщиком, претензионные работы ведутся с 27 организациями, осуществляющими производство и реализацию продовольственного сырья.

В целях предотвращения нахождения в обороте продукции, не отвечающей требованиям безопасности и качества, Управлением направлено 49 информационных писем «О лабораторных исследованиях продовольственного сырья, продуктов питания и питьевой бутилированной воды, не отвечающих требованиям технических регламентов таможенного союза» в Управления Роспотребнадзора субъектов Российской Федерации, по месту нахождения производителей и поставщиков некачественной продукции, и 82 информационных письма  московским организаторам питания и в департаменты  образования, труда и социальной защиты населения, спорта и туризма, культуры Правительства Москвы.

Выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений находится на контроле службы.

В план проверок на  2017 год Управлением с учетом риск-ориентированного подхода включено 535 проверок организаций, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей и подростков.