Порядок перевозки пассажиров и багажа легковым такси регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 г. № 1586 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила № 1586).
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого непосредственно с водителем легкового такси, а если водитель является индивидуальным предпринимателем - от собственного имени или путем принятия к выполнению перевозчиком заказа. Заказ пассажира принимается перевозчиком с использованием любых средств связи.
Вместе с тем в последнее время для заказа услуг такси потребители, в основном, используют так называемые «сервисы», как «Яндекс.Такси», «Яндекс.Go», «Сити Мобил» и некоторые другие, осуществляя заказ, как правило, через мобильное приложение.
В этой связи обращаем внимание на следующее. Сервисы заказа такси не оказывают услуги по перевозке пассажира легковым такси непосредственно, а являются лишь связующим звеном между лицом, желающим заказать автомобиль для пассажирской перевозки и индивидуальным предпринимателем/юридическим лицом (фактическим перевозчиком), осуществляющим непосредственно перевозку пассажиров при наличии соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке.
Данные сервисы (владелец агрегатора) предоставляют пользователю мобильного приложения информационные сведения (размещают информацию о наличии соответствующего предложения/спроса, указывают рекомендованную стоимость услуг по перевозке такси Партнёрами (службы такси) и т.д.).
Обязанность владельца агрегатора, соблюдение которой в отношении потребителей услуг перевозки пассажира легковым такси контролируется Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в рамках возложенных на него административных полномочий, определена в п. 1.2. ст. 9 Закона № 2300-1. Ответственность владельца агрегатора за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуги) установлена п. 2.1. ст. 12 Закона № 2300-1.
В этой связи обращаем внимание потребителей, что Управлением Роспотребнадзора по г. Москве проводятся контрольные (надзорные) мероприятия в отношении владельца агрегатора исключительно по вопросам недоведения установленной требованиями законодательства в сфере защиты прав потребителей информации.
При наличии у пассажира претензий, возникающих непосредственно в процессе перевозки (подача транспортного средства, маршрут и оплата перевозки и т.д.), в том числе, вопросы грубости водителей, в соответствии со ст. 105 Правил № 1586 необходимо обращаться с письменной претензией к исполнителю услуг (перевозчику).
Чтобы быть уверенным в добросовестности исполнителя услуги, необходимо убедиться в наличии обязательной информации, которая должна быть размещена на передней панели легкового такси справа от водителя и содержать:
- полное или краткое наименование Исполнителя;
- условия оплаты за пользование легковым такси;
- визитная карточка водителя с фотографией;
- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
В салоне такси должно находиться разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и правила пользования транспортным средством.
Данные документы должны быть представлены по требованию пассажира.
Если услуга по перевозке пассажиров оказана ненадлежащим образом, необходимо, в первую очередь, обратиться в компанию с письменной претензией и на основании ст. 29 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребовать возмещения понесенных расходов.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
В случае, если компания игнорирует требования потребителя – необходимо обратиться в суд, так как спор о понуждении к определенным действиям, в том числе по взысканию убытков должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 17 Закона от 07.02.1991г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей органы Роспотребнадзора наделены правом обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Бесплатную консультацию по заявленной тематике можно получить по телефонам «горячей линии» Управления: 8(495) 687-36-60, а также в отделе консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» тел.8-495-687-3961. Телефоны «горячей линии» территориальных отделов размещены на сайте Управления http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/upravlenie/priemnaya.
График работы общественной приёмной Управления: по рабочим дням с 9-00 час. до 18-00 час., обед с 13-00 час. до 13-45 час.