Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Андреева Елена Евгеньевна 18 июня 2014 года выступила с докладом «Управление рисками здоровью населения Москвы на основе данных социально-гигиенического мониторинга» на Научно-практическом конгрессе «Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России», проводимым Роспотребнадзором в рамках VIII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России».

 

Управление рисками здоровью населения Москвы
на основе данных социально-гигиенического мониторинга

 

Одной из ключевых задач социально-гигиенического мониторинга как государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека является выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения.

Здоровье человека определяется комплексом разнообразных факторов. По данным ВОЗ на факторы окружающей среды приходится 17-20%, на факторы наследственности – 18-22%, на качество жизни – 49‑53%.

Влияние факторов среды обитания на состояние здоровья населения наибольшим образом отражается в показателях первичной заболеваемости населения, т.к. частота возникновения новых случаев заболеваний во многом определяется интенсивностью воздействия факторов среды обитания на организм человека.

Уровень общей первичной заболеваемости населения Москвы на 11,2% меньше среднего значения по Российской Федерации. Вместе с тем, за последние 5 лет (2009‑2013 годы) общая первичная заболеваемость детского населения Москвы практически не изменилась; заболеваемость подростков снизилась на 4,1%, заболеваемость взрослого населения снизилась на 10,0%.

В структуре первичной заболеваемости у всех групп населения преобладают болезни органов дыхания, которые составляют у детей – 65,0%, у подростков – 53,2%, у взрослого населения – 35,5%. Другие классы болезней занимают в структуре значительно меньшую долю. Например, болезни системы кровообращения среди взрослого населения занимают 3,5%.

Ежегодно в Москве зарегистрировано около 36 000 человек с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования. Всего на конец 2012 года на учёте стоит 235 053 больных злокачественными новообразованиями (2030,3 на 100 000 населения). В динамике с 2001 года наблюдается рост заболеваемости на 17,4%.

В структуре заболеваемости ведущими локализациями являются злокачественные новообразования молочной железы (14,3%), кожи (11,3%), предстательной железы (10,0%). Злокачественные новообразования трахеи, бронхов, легких составляют 6,9%.

Для оценки прогнозируемого неблагоприятного влияния загрязнения среды обитания человека на здоровье москвичей используется методология оценки риска здоровью населения.

Применение методологии оценки риска здоровью позволяет получать количественные характеристики ущерба здоровью от воздействия вредных факторов среды обитания человека; сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффектов воздействия факторы среды обитания человека; идентифицировать в конкретных условиях как наиболее подверженные неблагоприятному воздействию, так и наиболее чувствительные и ранимые подгруппы населения.

На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» функционирует аккредитованный Орган по оценке риска здоровью населения.

Результаты проведенных специалистами Органа, в том числе под руководством ученых ведущих НИИ гигиенического профиля, работ по оценке риска в городе Москве показали, что атмосферный воздух является ведущей средой, обуславливающей канцерогенный и неканцерогенный риск здоровью населения. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт, вклад которого в загрязнение воздуха неуклонно возрастает и на сегодняшний день составляет более 90%; за ним следуют выбросы от объектов теплоэнергетики - 6%. Промышленным предприятиям принадлежит примерно 4% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ.

Контроль качества атмосферного воздуха в городе Москве осуществляется тремя ведомствами: на 44 маршрутных постах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», на 16 стационарных постах ФГБУ «Московский ЦГМС-Р» Росгидромета и на 35 автоматических станциях контроля загрязнения атмосферного воздуха ГПБУ «Мосэкомониторинг», работающих в непрерывном круглосуточном режиме.

Обязательному контролю на маршрутных постах подлежат наиболее распространенные загрязнители воздуха больших городов - азота диоксид, углерода оксид, углеводороды, серы диоксид, бензол, фенол, формальдегид и взвешенные вещества. В дополнение к указанным примесям на каждой территории отбираются, так называемые, специфические для данной территории загрязнители.

Для оценки возможного неблагоприятного влияния контролируемых химических веществ на здоровье населения определяются уровни канцерогенного и неканцерогенного риска по каждому административному округу и городу в целом.

Суммарный индивидуальный канцерогенный риск от воздействия формальдегида, бензола и бенз/а/пирена находится в диапазоне «неприемлемого» для населения (2,99×10-4) и требует осуществления мер по оздоровлению атмосферного воздуха.

Суммарный популяционный канцерогенный риск составляет 3442,88 дополнительных случаев к фоновому уровню онкологических заболеваний при продолжительности воздействия оцениваемых концентраций 70 лет или 49 случаев в год.

Основной вклад в величину популяционного риска вносит формальдегид – 59,8%, на долю бензола и бенз/а/пирена приходится 39,6% и 0,6% соответственно.

Проведенная оценка канцерогенного риска является ориентиром для дальнейших исследований причинных факторов развития заболеваний, а также позволяет разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды.

Риск развития неканцерогенных эффектов от диоксидов азота и серы, взвешенных веществ, оксида углерода, формальдегида, бензола и фенола на территориях всех округов превышает «приемлемый» уровень, равный 1. Самые высокие значения неканцерогенного риска определены в ЮВАО, ЮАО, ЦАО и СВАО (превышения допустимого уровня от 8 до 10 раз). Это можно объяснить сосредоточением в этих округах промышленных предприятий, сосредоточением большого количества автотранспорта и наиболее тяжелой транспортный ситуацией. В других округах кратность превышения колеблется от 7 до 5 раз. Основной вклад в формирование неканцерогенного риска (в величину индекса опасности) вносит формальдегид и взвешенные вещества.

Анализ неканцерогенных рисков по влиянию на критические органы и системы организма человека (на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, репродуктивную систему, иммунную систему, процессы развития организма, включая эмбриотоксическое и тератогенное действие, нарушения интеллектуального развития и способности к обучению) показал, что наибольшая величина суммарного неканцерогенного риска на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему отмечалась в ВАО, ЮВАО, ЮАО, САО и СВАО, где наибольшим образом выражено неблагоприятное воздействие факторов среды обитания, а наименьшая - в Зеленоградском округе.

Таким образом, атмосферный воздух города Москвы довольно интенсивно загрязнен опасными химическими соединениями, обладающими канцерогенным и общетоксическим действием: суммарные уровни индивидуальных канцерогенных рисков от воздействия средних концентраций формальдегида, бензола и бенз/а/пирена в городе Москве определяются на «сигнальном» уровне (10-4), характерном для большинства крупных городов мира; индексы опасности от суммы контролируемых веществ на территориях всех округов превышают «приемлемый» уровень, что свидетельствует о потенциальной канцерогенной и токсической опасности для населения от загрязнения атмосферного воздуха указанными веществами.

 

Для водоснабжения города Москвы используются в основном поверхностные водоисточники: Москворецкий и Волжский с 6 водозаборами.

Несмотря на высокое количество неудовлетворительных проб в водоисточниках, качество питьевой воды, подаваемой населению коммунальным водопроводом, соответствует нормативным требованиям и характеризуется стабильностью: процент проб, не отвечающих нормативам, не превышает 5% по санитарно-химическим показателям. Неудовлетворительных проб по микробиологическим, паразитологическим и радиологическим показателям не регистрируется. Основное количество неудовлетворительных проб обусловлено повышенным содержанием железа (3,0%), повышенной цветностью (3,9%) и мутностью (0,9%), что связано с высокой изношенностью водопроводных труб.

Соответствующие предложения направляются в Правительство Москвы для замены водопроводных коммуникаций и принятия необходимых управленческих решений по улучшению ситуации.

Расчетные величины неканцерогенных рисков от воздействия среднегодовых концентраций веществ, обладающих токсическим действием на организм (хлороформ, аммиак, нитриты, хлор, железо), не превышают «допустимый» уровень на стационарных точках во всех административных округах. Индивидуальный канцерогенный риск от воздействия хлороформа на территории всех округов находится на «приемлемом» уровне (от 1,2×10‑7 до 2,4×10‑6).

На основе анализа причинно-следственных связей и закономерностей в системе «Среда – Здоровье» с использованием работ по оценке риска Управлением Роспотребнадзора по г. Москве осуществляются профилактические мероприятия и формируются проекты управленческих решений для органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам надзорных мероприятий применяются штрафные санкции, вынесение которых ежегодно увеличивается.

На современном этапе развития общества успешность принимаемых управленческих решений, направленных на минимизацию негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения, зависит от эффективного взаимодействия Управления Роспотребнадзора по г. Москве со всеми заинтересованными органами и организациями Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента образования города Москвы и надзорных органов.

Управленческие решения направлены на снижение негативного влияния факторов среды обитания человека на здоровье населения: на улучшение качества питьевого и горячего водоснабжения населения и очистки сточных вод, на прекращение деятельности «опасных» производств, на снижение шумовой нагрузки на население от проведения строительных работ и работы оборудования промышленных и торговых объектов, на организацию санитарно-защитных зон промышленных объектов, перепланировки территорий города, на снижение химического загрязнения почвы, на совершенствование и организацию рационального питания обучающихся и улучшение микроклимата в общеобразовательных учреждениях.

Ряд предложенных профилактических мероприятий осуществляется в настоящее время при выполнении Правительством Москвы программы «Охрана окружающей среды города Москвы на 2012-2016 гг.» направленной на улучшение экологической обстановки, включая организацию дорожного движения и строительство новых развязок и автомагистралей, планировочных мероприятий в городе, внедрение широких технологических мероприятий, таких как, оснащение автомобилей каталитическими конверторами и нейтрализаторами, улучшение качества топлива и самих двигателей и т.п.

 

Одним из приоритетных направлений в деятельности Роспотребнадзора является федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания детей и подростков в образовательных учреждениях.

Результаты анализа состояния здоровья детей и подростков Москвы показывает, что основные негативные эффекты характеризуются увеличением у подростков показателей заболеваемости болезнями органов пищеварения, органов дыхания, в т.ч. хроническими респираторными болезнями и астмой; болезнями эндокринной систем, потерей остроты зрения и нарушением осанки за время пребывания в образовательных учреждениях.

В структуре распространенности болезней среди подростков гастрит и дуоденит занимают 53,4%. В динамике показатели первичной заболеваемости подростков гастритом и дуоденитом увеличились на 3,9%, распространенности снизились на 5,5%.

Основными факторами риска заболевания детей и подростков являются: неполноценное и несбалансированное питание; гиподинамичный сидячий образ жизни учащихся, отсутствие интереса к спортивным занятиям, что приводит к нарушениям развития и тренированности костно-мышечной системы, а также низкая эффективность реализуемых профилактических и оздоровительных программ в образовательных учреждениях.

Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Неадекватное питание может привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности детского организма, возникновению заболеваний органов пищеварения, эндокринной, костно-мышечной систем.

Питание детей и подростков в городе Москве организовано во всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях ‑ 100% воспитанников дошкольных учреждений, различных видов интернатных учреждений, студенты государственных учреждений начального и среднего профессионального образования получают горячее питание.

Контингент, не охваченный горячим питанием, имеется только в общеобразовательных школах. В 2012-2013 учебном году охват питанием обучающихся 1-11 классов в общеобразовательных учреждениях составлял 81,4%. При этом среди учащихся 1-4 классов горячее питание за счет средств бюджета получали 99,2%, а среди учащихся 5-11 классов было охвачено горячим питанием лишь 68,5% учащихся.

Об эффективности принимаемых мер свидетельствует постепенное увеличение охвата учащихся горячим питанием.

Не смотря на то, что остановиться на всех проблемах нет возможности, позвольте изложить важнейшие задачи в расширенном объеме.

В настоящее время наиболее актуальными вопросами охраны здоровья населения Москвы и среды обитания человека являются:

 

  1. Снижение канцерогенного риска от выбросов в атмосферу загрязняющих веществ путем ликвидации и перебазирования промышленных предприятий, а в случае невозможности, скорейшего проведения мероприятий по реорганизации и модернизации производств, направленных на снижение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания населения;
  2. Оптимизация схем транспортных потоков и развязок автомагистралей с целью уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом;
  3. Разработка проектов планировки промышленных зон, зонирование территории с учетом требований федерального санитарного законодательства;
  4. Пересмотр точек и показателей мониторинга загрязнения атмосферного воздуха с целью их приближения к источникам загрязнения;
  5. Разработка и реализация эффективных мероприятий по очистке и обеззараживанию сточных и ливневых вод с применением современных методов;
  6. Внедрение новых технологий по переработке и обезвреживанию отходов, в том числе эффективное и безопасное функционирование системы управления медицинскими отходами, внедрение в  ЛПО экономически эффективных методов аппаратного обеззараживания опасных в эпидемиологическом отношении медицинских отходов;
  7. Обеспечение сбалансированного рационального питания в общеобразовательных учреждениях, обеспечение профилактики микронутриентной недостаточности, обогащение микронутриентами пищевой продукции, внедрение современных технологий приготовления школьного питания;
  8. Изменение принципиальных позиций при согласовании размещения базовых станций операторов сотовой связи и при принятии решений о сокращении санитарно-защитных зон;
  9. Повышение экономической заинтересованности (санкции: штрафы, приостановление деятельности) бизнес-среды в реализации мер по устранению или снижению влияния факторов, оказывающих вредное воздействие на здоровье населения.

 







































 

Презентация (скачать).

Обращение граждан