В рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Юго-Восточном округе планируется проведение следующих мероприятий:
Всемирный день защиты прав потребителей
В 1961 году было впервые сформировано понятие потребитель и основные права потребителей: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным. Впоследствии были сформулированы еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на здоровую среду, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей.
В 1961 году была создана Всемирная организация союза потребителей. В нашей стране этот день получил признание в 1992 году после принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Закон регулирует различные вопросы, связанные с отношениями между потребителями и исполнителями работ, изготовителями, продавцами, устанавливает право на получение их в качественном и, что немаловажно, безопасном для жизни и здоровья исполнении, регламентирует механизм их защиты.
Покупка в магазине и нарушение прав потребителей – одна из типичных ситуаций, в которой может оказаться старшеклассник. Поэтому знакомство его со структурой и правовой основой деятельности системы общественной торговли приобретает особое значение. Важно, чтобы подросток знал о своих правах как покупателя, мог анализировать информацию о продуктах, а также оценивать рекламу с позиции потребителя.
Система общественной торговли сегодня представлена различными видами магазинов. В зависимости от ассортимента магазины делятся на специализированные (торгующие определенным видом продуктов) и универсальные. В зависимости от характера организации торговли различают магазины самообслуживания и магазины, где товар представляется продавцом. Помимо продуктовых магазинов, существует система уличной торговли – рынки, лотки, автолавки, палатки. При организации уличной торговли также как и в магазине, должны соблюдаться правила, позволяющие сохранить свойства продукта, предотвратить попадание в продажу некачественного и испорченного товара.
В нашей стране правовое регулирование отношений на потребительском рынке осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 07.02.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, Санитарных правил.
С 2004 года в России создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно действующим правилам организации и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать особые требования, предъявляемые к продаже продовольственных товаров. Так, развесной товар продается только в упакованном виде, при этом плата за упаковку с потребителя не взимается. Покупатель имеет право потребовать от продавца нарезать ему гастрономические товары. При этом хлеб и хлебобулочные изделия массой 400грамм и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания. Хлеб и хлебобулочные изделия должны продаваться в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде. Продавец обязан продать покупателю требуемое количество продукта. Довод продавца, что после покупки у него остается маленький остаток, который «никто не купит», неоснователен. Если возникают претензии, нужно сначала обратиться к руководству конкретного торгового предприятия, так как ответственность за ущемление прав потребителей, которое может быть выражено в реализации некачественной продукции, несет продавец. Если меры не принимаются, следует обратиться в головную организацию.
Как правило, в магазине вывешивается информация с адресами и телефонами организаций, с которыми покупатель может связаться в случае спорных ситуаций. В случае если покупатель приобрел некачественный продукт или продукт, срок годности которого истек, магазин обязан заменить его или вернуть деньги.
Подростка необходимо познакомить с определенными правилами поведения в магазине, которые помогут ему сделать эффективную покупку.
Во-первых, отправляясь в магазин, следует заранее составить список покупок. В магазине при выборе товара нужно обращать внимание на верхние и нижние полки, так как именно там располагается самый дешевый товар. Следует избегать так называемых импульсивных покупок (покупка без раздумья и предварительного планирования, например, жевательная резинка, сладости, различные вредные газированные напитки). Обычно такой товар располагается около кассы. Важно, чтобы подросток мог критически оценивать различного рода рекламную информацию. Например, большие скидки могут быть попыткой магазина избавиться от продукта, срок годности которого почти истек. Снижение цены на уже расфасованный товар может быть связано с уменьшением веса упаковки и т.д.
Кроме того, продавец продовольственных товаров должен предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре и производителе. Как правило, эта информация размещается на упаковке товара: наименование товара, наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки, сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме, назначение, условия и область применения (для продуктов детского питания, диетического питания и биологически активных добавок), способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания), противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболевания, правила и условия хранения продукта, дата изготовления и дата упаковки товара, цена, наименование и юридический адрес производителя.
Внимательно изучив маркировку товара, подросток может сделать правильный выбор приобретаемого товара, а самое главное полезного для растущего организма.
В наше время проблема здорового питания стоит очень остро. Лишь небольшая часть людей знает, как правильно выбрать товар в магазине, как правильно питаться, чтобы не навредить своему здоровью. Стоит начать есть правильно и вернуться к вредным продуктам будет уже невозможно.
В рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей в Управлении Роспотребнадзора по городу Москве будет работать телефон «горячей линии» 8(495)-785-37-41, кроме этого работают общественные приемные в территориальных отделах.
На сегодняшний день услуги связи прочно занимают место в структуре ежедневного потребления наравне с продуктами питания, предметами первой необходимости, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами. Сфера связи является многоплановой и динамичной – практически любое удачное техническое решение в данной области мгновенно реализуется и находит своего потребителя.