В 2014 году в Управление Роспотребнадзора по городу Москве поступило 48671 обращение граждан, из них 8268 письменных обращений (17 % от общего количества) и 40403 электронных обращений (83%); с приёма руководства – 81 обращение. По сравнению с прошлым годом количество поступивших обращений практически осталось на прежнем уровне (снижение составило 0,1%). При этом количество обращений по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения возросло на 6 % (с 13128 обращений в 2013 г. до 13948 обращений в 2014 г.), а количество обращений по вопросам защиты прав потребителей уменьшилось на 17% (с 35598 обращений в 2013 г. до 29688 обращений в 2014 г.).
Рассмотрение обращений граждан по территориальным отделам в административных округах города Москвы представлено в таблице №1:
Таблица №1
|
Всего обращений
|
Административный округ
|
2013 г.
|
2014 г.
|
Управление по городу Москве
|
9740
|
10193
|
Территориальный отдел в Восточном АО
|
3210
|
3320
|
Территориальный отдел в Северо-Восточном АО
|
4255
|
4272
|
Территориальный отдел в Троицком и Новомосковском АО
|
1127
|
1036
|
ТО в Сколково
|
8
|
8
|
Территориальный отдел во Внуково
|
53
|
56
|
Территориальный отдел вЗеленоградском АО
|
473
|
498
|
Территориальный отдел в Западном АО
|
3614
|
3387
|
Территориальный отдел в Северном АО
|
4737
|
5159
|
Территориальный отдел в Северо-Западном АО
|
2560
|
2591
|
Территориальный отдел в Центральном АО
|
6722
|
7351
|
Территориальный отдел в Шереметьево АО
|
158
|
245
|
Территориальный отдел в Южном АО
|
5201
|
5207
|
Территориальный отдел в Юго-Восточном АО
|
3549
|
2340
|
Территориальный отдел в Юго-Западном АО
|
3319
|
3008
|
Из данных таблицы видно, что больше всего обращений – 10193 или 21% от общего количества, поступило в центральный аппарат Управления. Снизилось количество обращений вследующих округах: ЮВАО (на34%), ЮЗАО (на 10%), ТиНАО (на 8%), ЗАО (на 6%). Наибольшее увеличение поступивших обращений наблюдается в ТО в Шереметьево (на 55%). Также увеличилось количество обращений в Зеленоградском АО (на 5%), ЦАО (на 9%), САО (на 9%), ВАО (на 3%).
Анализ причин обращений (жалоб) по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2014 г. в сравнении с2013 г. представлен в таблице №2:
Таблица №2
Причина обращения
|
Количество обращений
|
% расхождения
|
2014г.
|
2013г.
|
О планировке и застройке городских и сельских поселений
|
108
|
285
|
- 62%
|
О продукции производственно-технического назначения, товарах для личных и бытовых нужд и технологиям их производства
|
244
|
95
|
+ 156%
|
О пищевых продуктах, пищевых добавках, продовольственном сырье
|
1881
|
1821
|
+3%
|
Об организации питания населения
|
386
|
413
|
-7%
|
Об объектах водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях
|
328
|
212
|
+54%
|
О питьевой воде
|
337
|
294
|
+15%
|
По вопросам окружающей среды: загрязнение окружающей среды, сбросы, выбросы, отходы.
|
1435
|
1072
|
+34%
|
Об условиях проживания в жилых помещениях
|
4208
|
4806
|
-12%
|
По вопросам нарушения санитарных норм на производстве
|
2793
|
2125
|
+31%
|
Об эксплуатации транспорта
|
30
|
26
|
+15%
|
Об условиях использования источников физических факторов воздействия на человека
|
1388
|
1749
|
-20%
|
Об условиях воспитания и обучения
|
144
|
130
|
+11
|
Прочие по санитарно-эпидемиологическим основаниям
|
666
|
100
|
Увеличилось в 6,6 раза
|
Наибольшее увеличение количества жалоб отмечается: на объекты водоснабжения, купания, занятий спортом и в лечебных целях - на 54%, о продукции производственно-технического назначения, товарах для личных и бытовых нужд и технологиям их производства – на 156%, по вопросам загрязнения окружающей среды – на 31%, о нарушениях санитарных норм на производстве – на 31%. Вместе с тем, наблюдается снижение поступивших жалоб: на планировку и застройку территорий - на 62%, об условиях использования источников физических факторов воздействия на человека – на 20%, об условиях проживания в жилых помещениях – на 12%.
Структура обращений граждан в разрезе поднимаемых заявителями вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Вопросы о нарушениях условий проживания в жилых помещениях поднимались в 30% обращений граждан; о нарушениях санитарных норм на производстве – в 20% обращений граждан; о нарушениях при установке и условиях эксплуатации источников физических факторов воздействия на человека – в 10% обращений граждан; по вопросам качества пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья – в 13,5% обращений граждан; о загрязнении окружающей среды – в 10,3% обращений граждан; о нарушениях санитарных норм при организации питания населения - в 2,8% обращений граждан; по иным вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия – в 13,4% обращений.
Анализ состава причин обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в 2014 г. в сравнении с 2013 г. представлен в таблице №3:
Таблица №3
Наименование причины обращения
|
Количество обращений
|
% расхождения
|
2014г.
|
2013г.
|
Нарушения в сфере розничной торговли, в том числе: Продажа продовольственных товаров Продажа товаров дистанционным способом
|
16679
2659 2676
|
14490
2400 2206
|
+15%
+11% +21%
|
Оказание услуг общественного питания
|
743
|
537
|
+38%
|
Бытовое обслуживание населения
|
2870
|
3794
|
-24%
|
Услуги автостоянок
|
48
|
29
|
+66%
|
Гостиничные услуги
|
42
|
2
|
Увеличилось в 21 раз
|
Туристические услуги
|
837
|
881
|
- 5%
|
Транспортные услуги
|
703
|
399
|
+76%
|
Услуги связи
|
1930
|
3115
|
-38%
|
В сфере страховой деятельности
|
397
|
398
|
-
|
В сфере банковской деятельности
|
2896
|
2695
|
+7%
|
Долевое строительство жилья
|
135
|
83
|
+62%
|
Оказание услуг в сфере ЖКХ
|
1917
|
2235
|
-14%
|
Оказание платных образовательных услуг
|
136
|
182
|
-25%
|
Оказание платных медицинских услуг
|
445
|
484
|
-8%
|
Услуги киновидеообслуживания
|
41
|
12
|
Увеличилось в 3,4 раза
|
Прочие вопросы защиты прав потребителей
|
131
|
6262
|
|
В 2014г. по сравнению с предыдущим годом в наибольшей степени произошло увеличение количества обращений граждан по следующим причинам: на оказание услуг общественного питания - на 38%, долевое строительство жилья - на 62%, услуги автостоянок - на 66%, гостиничные услуги – в 21 раз, транспортные услуги – на 76%, на продажу товаров дистанционным способом – на 21%, на услуги киновидеообслуживания– в 3,4 раза.
Структура обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей

В структуре обращений граждан по вопросам нарушений прав потребителей основную часть занимают обращения по следующим основаниям: нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли (56%), банковская деятельность (9,7%), бытовое обслуживание населения (9,6%), оказание жилищно-коммунальных услуг (6,5%), услуги связи – (6,5%), туристические услуги – (2,8%), оказание услуг общественного питания – (2,5%), прочие основания- (6,4%).
При рассмотрении обращений граждан 5289 из них стали основанием для проведения проверок и административных расследований. По результатам рассмотрения этих обращений:
- возбуждено 4373 административных дела по фактам нарушений, изложенных в обращениях граждан, выдано2639 предписаний об устранении выявленных нарушений;
- подано в суд 111 исков и заявлений.
При рассмотрении 36521обращения подготовлены ответы заявителям с разъяснениями в пределах установленной компетенции.
6357 обращений направлены для рассмотрения по подведомственности в иные органы и организации, т.к. поднятые в этих обращениях вопросы не относятся к компетенции органов Роспотребнадзора.